Медвежья лапа
Самым распространенным кружевным узором является "медвежья лапа". Вилюшка своими извивами образует фигуру, заканчивающуюся пятью фестонами, наподобие широко расставленных пальцев. Средняя часть этой фигуры заполняется решеткой из толстых ниток или насновками-решетками. Узор имеет характерный зубчатый захожский край.
Медвежья лапа в славянской мифологии является сильным обережным знаком. В пору язычества люди поклонялись многим богам, одним из почитаемых всеми племенами проживающими на современной территории России был Велес, часто оборачивающийся медведем или волком. Считалось, что используя медвежьи талисманы люди получают покровительство самого Велеса. Вера потеряла свое значение, однако стремление получить силу тотемного зверя сохранилась и сегодня.
Дуняковское
Мотив деревни «Дуняково» и, с легкой руки мастериц, получил название "Наш". Считается самым сложным в захожском кружеве. Своими изгибами вилюшка внутри фигуры образует чередующиеся круги и серпы, обращенные друг к другу. Середина заполняется частой решеткой из насновок-«лепешек».
Решётки из насновок характерны для Захожского кружева и символизируют засеянное поле – символ плодородия и богатства, добытого своим трудом. Заканчивают узор фестоны-«носочки» из полотнянки, собранные по восемь и изогнутые в плавную дугу. «Носочки" образует извивающаяся полотнянка, носящая в Захожах название «точевцо» от слова «точево», что означает холст.
Курья лапа
В узоре повторяются те же формы, что и в «медвежьей лапе», но элемент заканчивается тремя широко расставленными фестонами-пальцами. Лапчатый узор, наложенный наискось по ткани кружева, называется «Косая лапа». Эта форма напоминает узорный лист или много-лепестковый цветок. Фестонов в «Косой лапе» всего семь.
Узор имеет характерный зубчатый захожский край. Захожское кружево – единственное из немногих центров кружевоплетения, где сохранились древние названия - символы, имеющие обережный смысл. В пору язычества люди поклонялись многим богам, одним из почитаемых всеми племенами проживающими на современной территории России был Велес, часто оборачивающийся медведем или волком. Считалось, что используя медвежьи талисманы люди получают покровительство самого Велеса. Вера потеряла свое значение, однако стремление получить силу тотемного зверя сохранилась и сегодня.
Новинский кружок
Узор широкого кружева с крупными зубцами и отчетливым рисунком — «Новинская клетка» или «Новинский кружок». В них сочетаются крупные формы узора из вилюшки с ажурными соединительными элементами (сетки, насновки).
«Новинский» узор строится из удлиненных традиционных «носочков», по краю изделия собранных в полукруги из девяти лепестков. Центральная часть узора опять же из «носочков», повернутых на 45 градусов относительно края изделия, которые чередуются с двойными изгибами полотнянки «круг в обратную сторону». Решётки из насновки-«лепёшек» и плетешков-«сплёточек» уравновешивают композицию.
Серебрянское
Старинное название кружев у захожских кружевниц — «Галунцы». Видимо кружева возникли тут как подражание галунам из золотых и серебряных нитей, распространенным как отделка платья и военного обмундирования в XVIII веке.
Косвенным подтверждением этого могут служить названия старинных узких кружев «Серебрянические» или «Серебрянское». Происхождение названия неизвестно – мастерицы забыли. Оно четко по рисунку, разнообразно по фактуре.
Тимошина лапа
Состоит из двух параллельных линий вилюшки, идущих вверх почти до самого края кружева; здесь вилюшки поворачивают в разные стороны и образуют розетки по сторонам основного мотива; заканчивается узор пятью фестонами-пальцами. Сетки и звездочки заполняют пустоты.
«Однажды посетительница Русского музея, рассматривая в выставочном зале тонкое кружево, рассказала о впечатлении, сохранившемся с детства. Жила она в Рязани, и соседка ее плела кружева. Вот как-то, встретив мужа, она пошла на кухню готовить обед. А тем временем муж, настоящий богатырь, косая сажень в плечах, помыл руки, по величине не поддающиеся описанию, и сел за плетение кружев. Это было такое удивительное зрелище, что наблюдать за ним доставило истинное наслаждение. Коклюшки в его руках казались крошечными, а движения были так ловки и плавны, что трудно было представить себе этого богатыря за другой работой. Будто век он только этим и занимался…» * «Чудеса» Сборник очерков о русском народном искусстве. Составитель Н. В. Тарановская. Ленинград 1981 г.
Made on
Tilda