Захожские бисиды
В прошлом, в деревнях Захожья, бисиды были традиционным мероприятием. На них приходили парни и девушки знакомиться и выбирать себе пару. На бисидах обсуждали новости, рассказывали истории, шутили, рукодельничали, пели песни и частушки, а если «расходились» — танцевали кадриль.

Традиционным угощением на бисидах были сканцы и ароматный чай.

Приглашаем вас на «Захожские бисиды». Будем отдыхать, разговаривать. Разучим несколько народных песен, расскажем истории киришской земли, вспомним традиции наших предков и угостим чаем со сканцами.
Театральная постановка
"Захожское сватовство. Невестино приданое"
Создано в рамках проекта "Реконструкция свадебного обряда Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии", реализуемого с использованием средств Фонда президентских грантов.
Сюжет постановки основан на воспоминаниях Василия Максимова (русский художник, передвижник, живописец-жанрист). Режиссёр постановки, Софья Васильевна Владыкина, сотрудник Государственного Эрмитажа, за основу сюжета взяла известную картину этого художника "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу".

Постановка создана на архивных материалах, озвучена захожскими песнями, все костюмы и декорации аутентичны (характерны Новоладожскому уезду Санкт-Петербургской губернии).

В семье крестьянина Максима Терентьевича – большое событие. Его сын Алексей отправляется свататься к юной красавице, кружевнице Варваре Семеновне. Сваты уже собрались, приготовлены дорогие подарки, запряжены сани в дальний путь. Но вот беда! Родственник невесты – деревенский колдун Шабара может помешать свадьбе.

В основе сценария – методические рекомендации и фольклорно-этнографические материалы из архива Дома народного творчества Ленинградской области, а также воспоминания Василия Максимовича Максимова, известного художника-передвижника.

В 6 лет он стал свидетелем свадьбы своего старшего брата Алексея. Красочный свадебный обряд Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии надолго остался в памяти Василия Максимовича, и в последствии вдохновил его на создание картины «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875 год).

Это и другие свидетельства, а также подробные этнографические записки, сделанные со слов жителей Новоладожского уезда, были переданы Максимовым в существовавшее в то время «Этнографическое бюро», основанное русским этнографом, князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым.

Литературно-художественная постановка, включающая элементы традиционных обрядов, народные песни, пляску, местные диалектные выражения и пословицы, дополненная песочной анимацией с подлинными текстами крестьянских воспоминаний, создана в рамках проекта «Реконструкция свадебного обряда Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии», реализуемого с использованием средств Фонда Президентских грантов.

Автор сценария, режиссер – Софья Владыкина, костюмы – творческая мастерская Софьи Владыкиной «Славутница» и коллектива кружевниц «Захожской артели».

Традиционная технология изготовления киришского (захожского) кружева – внесена в перечень объектов нематериального культурного наследия Российской Федерации.
Захожское сватовство. Невестино приданое
Монолог колдуна Шабары
Шабара - герой картины Василия Максимова "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. В основу монолога легли фольклорно-этнографические материалы из архива Дома народного творчества Ленинградской области, а также воспоминания художника-передвижника Василия Максимовича Максимова (1844-1911), автора картины "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу" (1875, Государственная Третьяковская галерея), уроженца Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии и корреспондента "Этнографического бюро" князя В.Н. Тенишева.
Монолог колдуна Шабары
Снега - Гости
В старину в Захоже свадьбы большие играли. Сватать ходили, голосили у дома. Как просватали
невесту, её родители выражали своё согласие и на другой день после сватовства отправлялись в
дом жениха смотреть место. Родители невесты осматривали хозяйство, куда они отдавали свою
дочь. После рукобитья в доме невесты совершалось обручение с чтением молитвы «достойно».
Каждая церемония заканчивалась застольем, начинались разговоры о приданом.
Снега - Коклюшки
Кружева в Захожи плели, начиная с шести-семи лет. Девушке надо было к своему
совершеннолетию подготовить приданое: полотенца с кружевными краями, подзоры, наволочки с
прошвами, рубахи с «катетками». Молодежь собиралась на «бесиды» - посиделки с песнями,
плясками, угощениями. Там же девушки плели кружева, показывали своё умение потенциальным
женихам и свахам. Тех, кто кружево плесть не умел, называли «беспрокими» и замуж не брали.
Снега - Невеста
После обручения начинались подготовительные обряды, кульминацией которых являлся обряд
посещения невестой бани накануне дня венчания – девишник. Девушки-подружки топили баню и
сопровождали невесту с плачами и причитаниями. Обряд прощания с девичеством завершался
прощанием с кра'сотой: невесте в последний раз заплетали волосы в одну косу, вплетали ленты.
Ей же полагалось как можно больше плакать, чтобы на ней впоследствии не сбылась старая
пословица: «не наплачешься за столом, так выплачешься за столбом».
По кружевному пути
"По кружевному пути" – так себя именует группа художников, танцоров, перформеров, кружевниц, которые в формате лаборатории создают масштабные кружевные инсталляции на тему плетения как символа мироустройства. Они исследуют жизненные процессы человека через метафору кружевоплетения, раскрывая понятие «путь» через контактную импровизацию.
Made on
Tilda